Запаска и докатка. В чем разница?

17.02.2022

Запаска и докатка. В чем разница?

Многие водители в дорогое сталкивались с такой проблемой, как повреждение покрышки колеса. Единственным решением в данном случае, является замена проколотого колеса запаской или не так давно появившейся альтернативой – докаткой. Ею комплектуется большое число современных автомобилей, особенно компактных моделей. В этой статье попробуем разобраться чем отличается докатка от запасного стандартного колеса, когда ее лучше ставить и какие они имеют преимущества и недостатки.

Докатка для автомобиля – что это?

Докатка представляет собой запасное колесо компактных размеров, предназначенное для экстренной, временной замены основного колеса в случае его повреждения с целью передвижения до ближайшего шиномонтажного сервиса или собственного гаража. В отличие от полноразмерной запаски, докатка имеет значительное ограничение по скорости передвижения, максимально допустимые значения которой составляют 60–80 км/ч в зависимости от качества дорожного полотна и других условий передвижения.

Если полноценное запасное колесо точно совпадает с диаметром колес автомобиля, то малогабаритная докатка имеет меньшую ширину и диаметр. Благодаря этому, они занимают мало места в багажнике и требуют меньших физических усилий при установке. Кроме того, стоимость докаток, как правило на 40% ниже, чем обычного запасного колеса. Но, если последние можно считать универсальными, так как их можно установить на разные авто, то докатки выпускаются для конкретной марки машины и использовать ее на другом авто не получится.

Докатка: основные отличия от обычного колеса

Меньший диаметр – не единственное отличие докатки от полноразмерной запаски. В качестве основы для нее используют диск, изготовленный из стали не высокого качества и диаметром меньше, стандартного диска авто. Толщина покрышки в данном случае в несколько раз уменьшена, также как и глубина протектора, рассчитанного лишь на 2 тыс.–6 тыс. пробега. В результате движения такая резина быстро истончается, что приводит к увеличению продолжительности тормозного пути. Чтобы была возможность доехать на маленькой запаске до мастерской или гаража, давление в шинах поддерживается выше обычного уровня и его нормальный показатель в данном случае составляет 4.2 кг/см²

Современный ассортимент докаток представлен разными размерами, самыми востребованными из которых являются R13, R14, R15, R16. Выбирая докатку следует помнить, что безопасность движения на ней будет зависеть от правильного соотношения размера с габаритами остальных колес. Оптимальным вариантом является такой же показатель, либо отклонение не более чем на 1 дюйм. Если штатное колесо имеет размер R15, то подойдет запаска R14. К рисунку и качеству резины особых требований нет, так как большинство докаток относится к всесезонным и могут передвигаться на незначительные расстояния и с соблюдением мер предосторожности. 

Какие инструменты нужны для установки докатки?

Докатка или запасное колесо полноценного размера устанавливаются аналогично и инструменты для этого ничем не отличаются. Для осуществления этого процесса понадобится:

  • Домкрат – нужен для поднятия автомобиля на незначительную высоту от земли и обеспечения свободного вращения колеса. При работе с домкратом следует действовать согласно инструкции, так как при неправильном монтаже возникает риск повреждения подвеса или срыва автомобиля
  • Балонный ключ и ключ-секреток. Эти инструменты необходимы для того, чтобы снять защиту ступицы и слабить гайки, а также затянуть крепеж после установки запаски.
  • Компрессор или ручной насос, который предназначен для набора или проверки давления в запасном колесе.

Плюсы и минусы у докатки против запаски

Несмотря на то, что докатки появились не так давно, они быстро стали пользоваться популярностью. Обусловлена такая востребованность широким перечнем плюсов:

  • Компактность и малый размер изделия, благодаря чему можно сэкономить немало места в багажнике. Это преимущество особенно важно для владельцев компактных легковых автомобилей.
  • Незначительный вес, который примерно в 1.5 раза меньше обычного колеса. Этот критерий позволяет осуществлять замену гораздо быстрее и с меньшими физическими усилиями.
  • Демократичный ценник, доступный даже для автолюбителей с ограниченным бюджетом. Заплатив небольшую сумму, вы всегда будете иметь в запасе практически полноценное колесо. Даже в случае выхода докатки из строя, ее можно легко заменить, купив новую.
  • Простота монтажа, с которым легко справится даже новичок, так как колеса такого типа не нуждаются в фиксации секретками.
  • Ремонтопригодность, что важно для любителей сэкономить. Докатка имеет отличный прогноз по восстановлению, ее без труда можно разбортировать, залатать и собрать конструкцию воедино без ухудшения эксплуатационных характеристик.

Но, несмотря на такое количество плюсов, докатки пользуются спросом не у всех автомобилистов. Объясняется это недостатками, характерными для этого типа запасок, и основная из них – зависимость безопасности движения от соотношения размера колес. Даже при максимально приближенном совпадении, поездка на докатке сопряжена со следующими недостатками:

  • повышение нагрузки на дифференциал из-за разницы между угловыми скоростями, что негативно сказывается на его рабочем ресурсе;
  • значительное уменьшение площади контакта с дорогой, напрямую сказывающееся на ухудшении управляемости машиной;
  • отсутствие гарантированной работоспособности систем стабилизации, так как они воспринимают меньший диаметр в качестве дефектов передвижения, например, проскальзывания; 
  • ненадежность, ведь докатку производят из более хрупкого металлического сплава и не плотной резины, которая легко повреждается при перемещении автомобиля на дорожном полотне с ухабами и выбоинами.

Кроме того, следует учитывать, что чем больше разница между размерами шинами основных колес и докатки, тем более выраженными будут перечисленные проблемы. 

В отличие от компактного запасного колеса, полноразмерная запаска, не влияет на ездовые качества автомобиля и ресурсы его основных узлов и вспомогательных элементов. Кроме того, этот вариант имеет можно использовать для продолжительного передвижения на машине, даже вплоть до плановой замены. Используя обычную запаску, можно не опасаться за свою безопасность. Если глубина ее протекторного рисунка соответствует норме, а качество резины сезону, то авто будет иметь хорошее сцепление с дорогой. Единственным минусом такого варианта является высокая цена. Также некоторые владельцы выделяют объемность, нагрузку на багажник и большой вес, усложняющий процесс установки.

Куда лучше всего ставить докатку

Чтобы обеспечить максимальную безопасность и минимизировать негативное влияние использования докатки, при ее установке необходимо соблюдать определенные советы. Как правило, ее рекомендуют устанавливать на ведущий мост, что обеспечит хорошую управляемость автомобиля, что особенно важно для передвижения по дорогам зимой. 

В летнее время года для заднеприводных автомобилей допускается установка на переднюю ось, благодаря чему значительно уменьшится нагрузка на дифференциал. При этом во время движения нужно соблюдать ограничение скорости, плавно управлять автомобилем и исключать крутое вхождение в поворот, так как даже на хорошем дорожном полотне, слабый протектор не способен качественно зацепиться за поверхность.

Для передвижения заднеприводного автомобиля по мокрым дорогам, например осенью, также рекомендуется монтировать докатку на переднюю ось. Ее установка назад приведет к дестабилизации поведения машины, затрудненному старту, заносах на поворотах.

На авто с передним приводом однозначно следует производить установку на заднюю ось. Это позволит как спасти дифференциал, так и сохранить неплохую управляемость. 

В заключении можно отметить, что докатка является удобной и нужной вещью, так как легко помещается в багажник, без труда монтируется и не требует крупных затрат при покупке новой. Но, опытные водители, все же отмечают, что она не подходит новичкам, плохо чувствующим машину. Таким автолюбителям для внештатных ситуаций рекомендуется возить с собой полноценное запасное колесо.


Обратный звонок


Обратная связь


Товар добавлен в корзину