Когда на улицах начинает появляться первый снег, а дороги покрываются легкой наледью после утренних заморозков, каждый владелец легкового или грузового автомобиля, задумывается о том, когда менять летние шины на зимние. С одной стороны этот срок регламентируется по закону, но с другой – в правилах смены резины существует ряд нюансов, которые вносят некоторую неопределенность. Кроме того, официальный регламент не всегда отображает реальную картину, касающуюся температурного режима, климата и пр.
Сроки смены шин утверждены положением Технического регламента Таможенного союза России. В документе представлена точная формулировка, объясняющая, что зимой запрещается использовать летние колеса. Согласно приложению под номером 8 пункту 5.5 зимняя резина, оснащенная шипами обязательна для установки с начала декабря по февраль, но может использоваться и раньше.
По закону самым ранним сроком, когда можно менять летнюю резину на зимнюю в 2021 году является 1 сентября. Если владелец поменял колеса для лета на зимние в конце августа, то его могут ждать проблемы при осмотре машины сотрудниками ГИБДД. Срок, когда эксплуатация летних шин станет незаконной – 1 декабря.
Но, несмотря на указание конкретных сроков и дат, в этом же законе есть оговорка, позволяющая менять допустимый период смены и езды на зимней резине региональным властям. Это обусловлено климатическими особенностями, характерными для разных регионов. Так, на южных территориях холодная пора наступает поздно и заканчивается ранней весной, поэтому там запрет на эксплуатацию резины для лета может начинаться с ноября и продолжаться по конец марта. В северных регионах, наоборот, укорачивают период использования летних покрышек, определяя для этого интервал с апреля и до начала октября. Поэтому, задумываясь о том, когда все же нужно осуществлять сезонную замену колес, следует обязательно учитывать все перечисленные нюансы.
Но, особенным в данном вопросе является то, что в законе ничего не говорится о зимних нешипованных шинах и липучках. То есть, согласно регламенту, вы можете ездить на них круглогодично. Главное, чтобы на их поверхности не было ни одного шипа. По сути, это актуально и для шипованной резины, у которой все шипы выпали в процессе эксплуатации.
Для «переобувки» транспортного средства и установки зимних колес существует несколько причин:
Перечисленные причины указывают, что сезонная смена резины необходима, так как при эксплуатации в несоответствующий период колеса хуже тормозят, быстрее изнашиваются, ухудшают качество управления и в целом, не справляются со своими функциями.
Опыт автовладельцев показывает, что посетить шиномонтаж следует, когда среднесуточная температура установится на показателе +7°С. Но, следует учитывать, что под среднесуточной понимают усредненный параметр суммы актуальной температуры за последние сутки. Чтобы не ошибиться с периодом смены колес, необходимо учитывать этот показатель не только за один день. Лучше всего ориентироваться на последние две недели. Однако, даже в данном случае, расчета средней температуры недостаточно.
Чтобы быть уверенным, что время пришло, нужно изучить долгосрочный прогноз погоды и убедиться, что ожидается похолодание, снегопады, заморозки и прочие негативные климатические явления, способные ухудшить эксплуатационные свойства летней резины.
Некоторые впадают в крайность и ждут, пока среднесуточная температура станет ниже +5 градусов. Но, такая перестраховка не идет на пользу, как автомобилю, так и его владельцу.
Несмотря на то, что государством регламентируются сроки и необходимость сезонной смены покрышек, официально нигде не говорится о штрафах и санкциях в отношении водителей, передвигающихся на летней резине зимой. Ссылки на такие положения невозможно найти в Административном кодексе, положениях ПДД, Техническом регламенте.
Но, все же сотрудники ГИБДД могут вынести предупреждение, либо наложить штраф размером 500 рублей на основе ст. 12.5 КоАП за несоответствие нормам, при которых закон запрещает эксплуатацию техники. В качестве причины штрафа может быть небольшая глубина протектора менее 4 мм, несоответствии резины транспортному средству по размеру, индексу нагрузки, скоростному режиму, а также повреждение протекторного рисунка. При этом, инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф по причине износа летней резины только при условии ее использования на обледеневшей или заснеженной трассе.
Депутатами Государственной Думы было внесено предложение ввести целевые штрафные санкции – именно за использование летних покрышек в зимний период. Предварительно обозначенная сумма наказания – 2000 рублей. Штраф аналогичного размера предлагают ввести и для владельцев автомобилей, использующих старые шины с протектором, глубина которого меньше 1.6 мм, или с резиной с видимыми следами ремонта. Но, этот законопроект находится в разработке уже несколько лет. Предварительный срок его рассмотрения в первом чтении – 21 октября.
Если же ваш автомобиль передвигается на фрикционных покрышках, то правоохранительные органы не выпишут даже предупреждения, так как их обязательное использование касается только зимнего периода, а в остальные сезоны их можно устанавливать на свое усмотрение.
Смену летних шин на зимние необходимо осуществлять не только в соответствии с установленными сроками, но и с другими требованиями:
Отдельно стоит осветить вопрос запаски. При смене летних колес на зимние, нет необходимости укладывать в машину запасное колесо именно с покрышкой для зимнего времени года. Согласно Техническому регламенту от 2011 года, указано, что запрет на установку колес разной сезонности на одну ось, не касаются временного монтажа запасного колеса. При этом, срок установки запаски четко не регламентируется, но предполагается, что этот период включает в себя только передвижение к месту ремонта поврежденного автомобиля или стоянки постоянного характера.