Большинство деталей и механизмов автомобиля требуют регулярного применения смазки. Но, в отношении крепления колес существует двоякое мнение. Одни утверждают, что смазывать колесные болты необходимо в обязательном порядке, а другие полностью уверены, что использование смазочного материала категорически запрещается, так как это может негативно сказаться на качестве фиксации. Так, кто же из них прав? Какие существуют возможные проблемы при смазке колесных болтов или ее отсутствии, и насколько они актуальны, попробуем выяснить в этой статье.
Та часть автовладельцев, которая считает, что смазать болты при установке колеса обязательно нужно, указывают, что они это делают для решения следующих проблем:
Из всех перечисленных проблем, с которым должна бороться смазка, относительно утвердительна только первая – борьба со ржавчиной. И то, с уверенностью можно сказать, что смазка нужна только в отношении болтов и гаек, не имеющий антикоррозийное покрытие. Такие экземпляры можно встретить крайне редко, но использование смазочных материалов в данном случае действительно является необходимостью, особенно при подготовке машины к эксплуатации в зимний период, когда колеса постоянно находятся в жестких условиях, крепежные элементы подвергаются воздействию противогололедных реагентов. Негативное влияние соли и других реагентов приводит к возникновению электрохимических процессов, результатом которых станет коррозия, быстро поражающая все изделие и приводя его в негодность.
Но, чтобы найти крепеж без антикоррозийной защиты резьбы, нужно очень постараться. Если говорить о реальной ситуации, то все гайки и болты уже поставляются в продажу со специальным покрытием, обладающим такими же или даже более выраженными антикоррозийными свойствами, что и смазка, поэтому в нанесении дополнительного материала крепеж не нуждается.
Остальные две проблемы, возникающие якобы из-за отсутствия смазочного материала, существуют лишь в теории, а на практике картина выглядит по-иному. Прикипание или закисание возможно только при длительном простое автомобиля. Но, при постоянной эксплуатации техники владельцы меняют колеса минимум два раза в год, поэтому полностью прикипеть резьбе нет никакой возможности. Для этого срок является слишком коротким, даже при условии эксплуатации машины в крайне неблагоприятных условиях.
Сложность откручивания во время сезонной смены колес чаще всего объясняется не отсутствием смазочного материала на крепеже, а несоблюдением технологии закручивания и перетяжки болтов. Многие мастера автосервисов или владельцы автомобилей затягивают их до максимального предела. Кто-то для верности даже встает на ключ и прыгает на нем. Так добиваются максимального затяжения и одновременно получают в дальнейшем проблему с откручиванием, так как при значительной перетяжке крепеж деформируется с закусыванием резьбы и открутить его будет уже нереально.
Та часть владельцев, которая против применения смазочного материала для крепежа отвечает на вопрос о том, почему нельзя смазывать колесные болты тем, что возможно повышение риска откручивания. Но, это последствие, так же, как и ранее перечисленные утверждения, сбывается на практике только при условии выполнения слабой затяжки. При нормальном закручивании болтов все возможные последствия остаются лишь в теории. Объясняется это тем, что крепеж имеет конусообразную форму, благодаря которой он плотно притирается к седлу, одновременно центрирует колесо и за счет этого образует клин, препятствующий раскручиванию.
Чтобы исключить раскручивание и других проблем с колесами и их фиксацией, установку необходимо выполнять в соответствии с определенной технологией:
Чтобы закрутить болты правильно лучше использовать не пневмогайковерт, а динамометрический ключ со шкалой или щелчкового типа. Максимальное затяжное усилие можно найти в технико-эксплуатационной книге или других источниках. Как правило, для легковых автомобилей момент затяжки практически одинаковы и составляет около 110 Нм с отклонением нескольких единиц в большую или меньшую сторону. При превышении максимально допустимого значения, в случае необходимости отвернуть колесо, обычным инструментом это сделать уже не получится, даже при наличия большого количества смазки. В случае недостаточной затяжки, под воздействием постоянной нагрузки, колеса рано или поздно открутится. Только правильный момент закручивания обеспечит качественное крепление колеса и возможность открутить его обычным штатным баллоником, который есть в багажнике практически любого автомобиля.