Нужно ли смазывать колесные болты

18.11.2021

Нужно ли смазывать колесные болты

Большинство деталей и механизмов автомобиля требуют регулярного применения смазки. Но, в отношении крепления колес существует двоякое мнение. Одни утверждают, что смазывать колесные болты необходимо в обязательном порядке, а другие полностью уверены, что использование смазочного материала категорически запрещается, так как это может негативно сказаться на качестве фиксации. Так, кто же из них прав? Какие существуют возможные проблемы при смазке колесных болтов или ее отсутствии, и насколько они актуальны, попробуем выяснить в этой статье.

Причины применения смазочного материала

Та часть автовладельцев, которая считает, что смазать болты при установке колеса обязательно нужно, указывают, что они это делают для решения следующих проблем:

  • Поражение металлического крепежа ржавчиной, которая постепенно поглощает не только шляпку, но и резьбу, углубленную в ступицу.
  • Полное прикипание, часто заканчивающееся обламыванием головки болта. В данном случае извлечь остатки крепежа можно только путем высверливания, и эта манипуляции нередко требует использования специального оборудования и приспособлений, и немало времени.
  • Закисание резьбового соединения, обуславливающее сложность выкручивания болтов при сезонной смене колес.

Аргументированное «за» и «против» смазывания болтов колеса

Из всех перечисленных проблем, с которым должна бороться смазка, относительно утвердительна только первая – борьба со ржавчиной. И то, с уверенностью можно сказать, что смазка нужна только в отношении болтов и гаек, не имеющий антикоррозийное покрытие. Такие экземпляры можно встретить крайне редко, но использование смазочных материалов в данном случае действительно является необходимостью, особенно при подготовке машины к эксплуатации в зимний период, когда колеса постоянно находятся в жестких условиях, крепежные элементы подвергаются воздействию противогололедных реагентов. Негативное влияние соли и других реагентов приводит к возникновению электрохимических процессов, результатом которых станет коррозия, быстро поражающая все изделие и приводя его в негодность.

Но, чтобы найти крепеж без антикоррозийной защиты резьбы, нужно очень постараться. Если говорить о реальной ситуации, то все гайки и болты уже поставляются в продажу со специальным покрытием, обладающим такими же или даже более выраженными антикоррозийными свойствами, что и смазка, поэтому в нанесении дополнительного материала крепеж не нуждается. 

Остальные две проблемы, возникающие якобы из-за отсутствия смазочного материала, существуют лишь в теории, а на практике картина выглядит по-иному. Прикипание или закисание возможно только при длительном простое автомобиля. Но, при постоянной эксплуатации техники владельцы меняют колеса минимум два раза в год, поэтому полностью прикипеть резьбе нет никакой возможности. Для этого срок является слишком коротким, даже при условии эксплуатации машины в крайне неблагоприятных условиях.

Сложность откручивания во время сезонной смены колес чаще всего объясняется не отсутствием смазочного материала на крепеже, а несоблюдением технологии закручивания и перетяжки болтов. Многие мастера автосервисов или владельцы автомобилей затягивают их до максимального предела. Кто-то для верности даже встает на ключ и прыгает на нем. Так добиваются максимального затяжения и одновременно получают в дальнейшем проблему с откручиванием, так как при значительной перетяжке крепеж деформируется с закусыванием резьбы и открутить его будет уже нереально. 

Возможные последствия смазывания болтов колеса

Та часть владельцев, которая против применения смазочного материала для крепежа отвечает на вопрос о том, почему нельзя смазывать колесные болты тем, что возможно повышение риска откручивания. Но, это последствие, так же, как и ранее перечисленные утверждения, сбывается на практике только при условии выполнения слабой затяжки. При нормальном закручивании болтов все возможные последствия остаются лишь в теории. Объясняется это тем, что крепеж имеет конусообразную форму, благодаря которой он плотно притирается к седлу, одновременно центрирует колесо и за счет этого образует клин, препятствующий раскручиванию.

Руководство по правильной установке колес

Чтобы исключить раскручивание и других проблем с колесами и их фиксацией, установку необходимо выполнять в соответствии с определенной технологией:

  • Подготовка ступицы к установке колеса путем ее очищения от загрязнений жесткой металлической щеткой.
  • Если вы все же решили покрыть болты смазочным материалом, то делайте это составами с плотной текстурой – графитовой смазкой, с молибденом, медной смазкой. В исключительных случаях подойдет солидол или литол. Категорически не рекомендуется наносить на крепеж моторное масло, рабочий ресурс которого в узлах такого типа не более недели.
  • При обработке не обязательно покрывать смазкой весь болт. Достаточно смазывать шпильки тонким слоем массы на конусную часть и частично на резьбу.
  • Установите колесо на место и сначала от руки наживите болты, а затем с использованием ключа подтяните их сильнее, протягивая крест-накрест. Это позволит не только попасть крепежу в свои седла, но и отцентрировать диск.

Чтобы закрутить болты правильно лучше использовать не пневмогайковерт, а динамометрический ключ со шкалой или щелчкового типа. Максимальное затяжное усилие можно найти в технико-эксплуатационной книге или других источниках. Как правило, для легковых автомобилей момент затяжки практически одинаковы и составляет около 110 Нм с отклонением нескольких единиц в большую или меньшую сторону. При превышении максимально допустимого значения, в случае необходимости отвернуть колесо, обычным инструментом это сделать уже не получится, даже при наличия большого количества смазки. В случае недостаточной затяжки, под воздействием постоянной нагрузки, колеса рано или поздно открутится. Только правильный момент закручивания обеспечит качественное крепление колеса и возможность открутить его обычным штатным баллоником, который есть в багажнике практически любого автомобиля.


Обратный звонок


Обратная связь


Товар добавлен в корзину